Персональный сайт воспитателя Шелковниковой Марины Владимировны

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе Пересказ рассказа Сухомлинского "Яблоко и рассвет"

Описание: Занятие по развитию речи в подготовительной группе по программе В.В.Гербовой
Тема: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Интеграция образовательных областей:

Цель: Совершенствовать умение пересказывать по опорным картинкам.
Задачи:
1. Образовательные: 
Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст. 
2. Развивающие: 
Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

3. Воспитательные:
Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества

План НОД
1.Чтение рассказа.
2. Вопросы к детям.

3.«Обьяснялки»
4. Повторное чтение рассказа.
5. Пересказ рассказа по опорным картинкам, пересказ без наглядности.
6. Инсценировка по ролям.
7.Итог.

 Материалы: текст рассказа, корзина с яблоками, опорные картинки.

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите, что я вам принесла. Правильно, это яблоки. 
Сегодня я познакомлю вас с рассказом, в котором  тоже говорится о яблоках. А называется он «Яблоко и рассвет», который написал Василий Сухомлинский. Он был прекрасным педагогом и известным писателем. (портрет на доске)

1.Чтение рассказа.
Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом.
А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.
– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.
Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.
– Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка.
– Нет, дедушка… Лучше завтра.
– Почему?
– Хочу еще раз увидеть рассвет.

2. Вот такой замечательный рассказ. Сейчас я буду задавать вам вопросы. Прошу отвечать только полными ответами. 

Куда приходил Миша? (в сад к дедушке) 

Как звали дедушку? (Корней)
Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом)
Что больше всего нравилось Мише в саду? (огромное, белое яблоко)

Как вы думаете, почему дед  Корней не дал сразу сорвать яблоко? Что нужно было сделать, чтобы  сорвать яблоко?

Что такое рассвет? (это время перед восходом солнца, начало утра)
Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился)
Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад? Каким яблоко было? (как небо на рассвете – розовым)
Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет) 

3.Объяснение фразеологических оборотов «Обьяснялки»

(как понять)
не мог отвести глаз – долго смотрел, любовался
когда так говорят? (когда видят что-то красивое или удивительное)

не мог одолеть – не мог победить, побороть
когда так говорят? (когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)

собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что-то сделать
когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)

дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления)

4.Воспитатель: Теперь я прочитаю рассказ еще раз, а вы внимательно его послушаете.


5. Воспитатель: Давайте попробуем пересказать этот рассказ, глядя на картинки. Я думаю, они вам очень помогут. Чтобы ничего не пропустить и по порядку все рассказать. (2 ребёнка)

 Воспитатель: Думаю, вы немного устали и нужно отдохнуть. А поможет нам в этом небольшая физминутка.

Вот так яблоко! (Встали)

Оно (Руки в стороны)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс)

Руку протяните, (Протянули руки вперед)

Яблоко сорвите. (Руки вверх)

Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать.(Подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко!(Встали)

Оно (Руки в стороны)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс)

Рассказ по опорным картинкам ( 4 ребёнка)

6. Воспитатель: Сейчас мы инсценируем конец нашего рассказа, сейчас я его Вам напомню.  

Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка.
– Нет, дедушка… Лучше завтра.
– Почему?
– Хочу еще раз увидеть рассвет. 

(Выбор Дедушки и Миши с помощью считалки)

Катилось яблоко
Мимо сада,
Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.

 Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка. 

– Нет, дедушка… Лучше завтра.
– Почему?
– Хочу еще раз увидеть рассвет. 

7. Итог: Как называется рассказ, с которым мы познакомились? Кто написал рассказ?

27 января 2018 в 14:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.