Персональный сайт воспитателя Шелковниковой Марины Владимировны

Доклад ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ: РАЗВИТИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

 “Дети– прирождённые художники, учёные, изобретатели –

видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый 
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят 
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего 
мира с удивлением и восторгом”. 

(П.Вайнцвайг)

Одарённость– уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей, вкоторых человек может достичь больших успехов.

Одарённыедети– дети, обнаруживающие общую или специальную одарённость – к музыке,рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу опережениясверстников при прочих равных условиях.

 Условияразвития  одаренных детей.

 Глобальныесоциально-экономические преобразования в нашем обществе вызывают потребность влюдях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решатьпоставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулироватьновые перспективные задачи.     В последние годы отмечаетсяповышение интереса  к вопросам раннего выявления и раскрытия детскихдарований.

В настоящее время в научной литературепредставлено  множество работ, посвященных изучению проблеме детскойодаренности.

Проблема одаренностистала актуальной и значимой в дошкольной психологии и педагогике.  А.М. Матюшкин разработал «Концепцию  творческой одаренности», Л.АВенгер  с авторским коллективом разработал   программу«Одаренный ребенок».  

      Е.С.Белова  «…сравнила одаренность со звездой, свет которой пронизываеткаждого человека, пробуждая к жизни  ростки удивительных способностей,талантов».

      Можновыделить 2 категории одаренности детей в дошкольном возрасте: 

       - дети свысоким  общим уровнем умственного развития;

       -дети с признаками специальной творческой одаренностью (музыкальной,изобразительной,  физической, интеллектуальной).

Государственная система работы содаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детскийсад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. Науровне детского сада необходимым условием является наличие навыковраспознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальныхусловий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками. Следует помнить,что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить.

Основой одного изподходов к организации образовательной работы с умственно одареннымидошкольниками является концепция развития способностей, разработанная авторскимколлективом под руководством Л.А.Венгера . Данный подход был реализован вобразовательной программе «Одаренный ребенок» (1995г). Цель программы«Одаренный ребенок» - создание условий длявыявления, поддержки и развития одаренных детей в Российской Федерации.Эта программа направлена на развитие у детей трех основных блоков структурыодаренности: познавательной активности, умственных способностей, детских видовдеятельности. Также была разработана система выявления одаренных детей, котораявключает в себя: наблюдение за детьми(прежде всего, в детских видах деятельности); анкетирование взрослых (родителей и воспитателей); групповое обследование детей с помощьюстандартизованных на отечественной выборке методик; индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик,направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления,логического мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.

Работа с одарёнными детьми выступаетодним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.При создании в ДОУ   благоприятных условий за период дошкольногодетства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцветаспособностей, одаренности. Такимиусловиями являются:

• наличие специально подготовленныхвысококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;

• наличие богатойпредметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразнуюдеятельность ребенка;

• создание атмосферы доброжелательностии заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувствособственной значимости, поощряющей проявление  индивидуальности;

• наличие образовательной системы.

В нашей стране долгое время изучениемдетской одаренности и разработкой вопросов раннего выявления и дальнейшегоразвития незаурядных детей практически не занимались. Только в последние годыпроблема детей с высокими умственными способностями начала вызывать большойинтерес не только в научной среде, но в прессе и печати.

Разработана система по выявлениюпотенциально одаренных детей в рамках ДОУ, которая включает в себя:

1-йэтап: первоначальное выделение детей для дальнейшегообследования.

Для этого используется метод экспертных оценок. Воспитателисредней группы в конце учебного года заполняют анкету, где по пятибалльнойсистеме оценивают степень проявления у детей группы признаков одарённости:выполнение заданий на наиболее высоком уровне, сообразительность, инициативность,оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, любознательность, широтакругозора. Дальнейшее обследование проводится с детьми, у которых достаточночасто и ярко проявляются данные признаки.

2-йэтап: отбордетей в группу одарённых.

При диагностике одарённости исходят изпредставления большинства исследователей (Дж.Рензулли) о том, что ребёнок,продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному изследующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативность,заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.

         Работас одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должныстать одними из важнейших аспектов деятельности д/саду.

Одаренныедети в детском саду

Как правило, среди дошкольников одноговозраста всегда выделяются дети, которые:

- на занятиях все легко и быстросхватывают;

- знают многое о таких событиях ипроблемах, о которых их сверстники не догадываются;

- быстро запоминают услышанное илипрочитанное;

- решают сложные задачи, требующиеумственного усилия;

-задают много вопросов, интересуютсямногим и часто спрашивают;

-оригинально мыслят и предлагаютнеожиданные ответы и решения;

- очень восприимчивы, наблюдательныбыстро реагируют на все новое, неожиданное.

Это типичные черты одаренных детей.

Многолетние исследования Н.С. Лейтеса выявили,что наиболее рано признаки одаренности проявляются в музыке и художественномтворчестве.

До 2-3 лет познавательная активность выражается в формевосприятия музыки. Примерно в 3-4 года резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков.Первоначально ребенок имитирует манеру пения, игры на музыкальныхинструментах. Подражание является ступенькой к первым попыткам (в 5-6 лет) придумать что-то свое.

Похожая картина наблюдается прираскрытии художественной одаренности. Высокая избирательность в отношении зрительныхобразов и представлений проявляется в раннем детстве в острой наблюдательности,сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках,цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать.

Итак,условия для выявления, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей  в детском саду создаются через:

·        предметно - развивающую среду группы,способствующей познанию окружающего мира, где игра – ведущий вид деятельности,которая позволяет удовлетворять многие потребности ребенка – в общении,анатомии, выплеску накопившейся энергии, развлечении;

·        регулярное проведение мониторинга всемиспециалистами детского сада с использованием современных диагностическихметодик, которые позволяют своевременно и качественно выявить способности изадатки каждого дошкольника;

·        индивидуальные занятия с музыкальнымруководителем, инструктором по физической культуре, занятия с логопедом ипсихологом, занятия в «Клубах по интересам», организованные в разных возрастныхгруппах, позволяющие развить у ребенка способности;

Работас родителями одаренных детей

·        оказание помощи родителям в развитии у детей,каких либо талантов, способностей, через различные формы работы: анкетирование,индивидуальное и групповое консультирование, занятия-тренинги,психолого-педагогические лаборатории и т.п.;

·        поддержка и поощрение родителей на уровнесада (на интернет сайте, через газету, благодарности на общих родительскихсобраниях, оформление  стенда достижений.

·        периодическиоформляются фотогаллереи талантов, выставки детских работ, ставших победителями разнообразных  конкурсов и т.д.

·        вовлечениевоспитанников в систему дополнительного образования (рекомендации родителям опосещении детьми кружков, студий).    

Взаимодействиес  социальными институтами поселка –позволяющим показать наши достижения, наши успехи через выступления детей наразличных мероприятиях. Поощрениеодарённых детей: награждение дипломами, грамотами за участие, как вмуниципальных конкурсах, так и конкурсах на уровне  дошкольногоучреждения,  публикации в СМИ 

Работа с одареннымребенком, как и любая другая работа, связанная с развитием детей, требует многовремени, знаний и сил.

Дополнительная ответственность передодаренным ребенком, чтобы создать условия для полноценного качественногоразвития его способностей, но и ответственность перед остальными детьми, чтобыне в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила этаработа.

Развитие одаренности средствами искусства

Мы знаем, что художественные способностираньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самоепрочное признание они получили в изобразительном творчестве, и неудивительно, ведь продукт их деятельности — рисунки можно хранить,экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не толькохудожественного, но и творчества вообще. 

         В работе с детьми можно выделить несколько этапов:  Информационныйэтап: консультации для родителей одаренных детей с художественнымиспособностями, анкетирование родителей. Посещение на дому с целью знакомства с условиями для развитияхудожественной деятельности.

Развивающий этап: подготовка и проведение дополнительных разноуровневых занятий для художественно одаренных детей. Ознакомление детей спроизведениями изобразительного искусства. Развитие художественного творчества назанятиях.

Организационный этап: сбор, оформление альбомов для дальнейшейпубликации или выставок детских произведений художественного творчества.Обогащение предметного пространства группы.

Использование в работе парциальныхпрограмм по художественно-творческому развитию дошкольников как «Природаи художник» Т. А. Копцевой и «Живой мир образов» Р. Г. Казаковой,Л. М. Даниловой, Программа «Красота - Радость -Творчество» Т. С. Комарова и др.

Знакомить дошкольников с различными видами изобразительного искусства (живописью,графикой, скульптурой, мелкой пластикой, декоративно-прикладным искусством) этооказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети узнают жанры искусства,учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит,композицию. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картины,иллюстрации, народной игрушки. 

Необходимо познакомитьдетей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками,которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности всобственном художественном творчестве.

Обучение одаренныхдетей можно проводить как в обычных группах, так и специально для нихсоздаваемых (кружках). Деятельность кружка направлена на развитие творческихспособностей дошкольников. Ребенок знакомится с художественными приемами,поделочными материалами, способами украшения своих работ. Поделки детей имеютразное назначение: оформление интерьера детского сада, сувениры и поделки кпраздникам  (8 Марта, 23 Февраля, Новый год).

Обеспечение участия одаренных детей в конкурсах,фестивалях.

Составление индивидуальных программ развитияОдаренных детей.

Дополнительное образование – особоценный вид образования, который расширяет и углубляет знания детей, полученныена занятиях в детском саду.

Дошкольное детствоявляется очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однаковозможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо.Это обусловлено, с одной стороны, долгое время преобладавшей ориентацией на«среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системыдошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления иразвития одаренности на этапе дошкольного детства.

 Методика  экспертных оценок   по определению одаренных детей (Лосева А.А.)

Нижеперечислены X сфер, в которых ребенок может прояв­лять свои таланты, иприведены их характеристики. Дайте оцен­ку в баллах (по пятибалльной системе)каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребен­кув наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше сред­ней — 4 и так далее.Оценка 2 балла — самая низкая. Сумми­руйте баллы по всем характеристикам внутрикаждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри однойобласти (например «интеллектуальная способность») раздели­те на количествовопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь.Усредненные результаты по всем об­ластям сравните между собой. Выделите 3-4наивысших пока­зателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия дляразвития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений заребенком.

IX.    Сферахудожественных достижений

Проявляет большой интерес к визуальной информации.

Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.

Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.

Серьезно относится к произведениям искусства. Стано­вится вдумчивым иочень серьезным, когда видит хоро­шую картину, слышит музыку, видит необычнуюскуль­птуру, красиво и художественно выполненную вещь.

Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либособытия), составляет оригиналь­ные композиции (из цветов, рисунка, камней,марок, от­крыток и т. д.).

Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовленияигрушки, картины, рисунка, компо­зиции, в строительстве детских домиков наигровой пло­щадке, в работе с ножницами, клеем.

Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, со­здаеткомпозиции, имеющие художественное назначе­ние (украшение для дома, одежды и т.д.).
Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выра­зить свои чувства инастроение,

Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображатьсобытия или вещи в трех измерениях в пространстве.

Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми.Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своихработах.

 Карта одаренного ребенка

(находится в кабинете заместителя заведующей поосновной деятельности)

ФИО ребенка.

Возраст ребенка (год, месяц).

Медицинское заключение (последний профосмотр).

Сведения о родителях.

Состав семьи.

Статус семьи.

Результаты психологической диагностики

Результаты педагогической диагностики

Результаты социометрического исследования

Область одаренности

Признаки одаренности

Диагностика одаренности

Выводы и рекомендации

Развивающая программа (разрабатывается и внедряетсявсеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).

  План программы: Работас одаренными детьми

«Сопровождениеодаренного ребенка имеющего художественныt способности»

 Цель:развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности

 Задачи:

Созданиеусловий для развития творческого потенциала ребенка.

Обогащениепредметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.

Развитиетворчества, речи, образного мышления, художественных способностей.

 

Психолог

 

Диагностический этап: специальнаядиагностика по запросу родителей. Наблюдение за ребенком и анализ продуктов егохудожественной деятельности.

 

Информационный этап: консультированиеродителей и специалистов. Подбор психологической литературы по художественнойодаренности. 

Развивающий этап:составление индивидуальных программ развития ОД. Подбор и проведение игр наразвитие креативного мышления. Коррекционная работа с ОД, имеющими проблемы вобщении и эмоционально-личностном развитии.

 Воспитатель

 Информационный этап: консультациидля родителей ОД с художественными способностями. Посещение на дому с цельюзнакомства с условиями для развития художественной деятельности.

 Развивающий этап: подготовкаи проведение дополнительных разно уровневых занятий для художественно одаренныхдетей. Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства.

 Организационный этап: сбор,оформление альбомов для выставок детских работ. Обогащение предметногопространства группы.

 Заместитель заведующейпо основному виду деятельности

 Информационный этап: консультациидля родителей и специалистов ДОУ. 

Организационныйэтап: помощь специалистам ДОУ в подборедиагностического материала и осуществление контроля за проведением диагностикии ее анализ. Подбор методического материала по проблеме. Организация выставкипродуктов художественной деятельности ОД. Координация работы клуба родителейОД. Организация работы кружка по ИЗО. Организация методических мостов по обменуопытом работы с ОД между ДОУ.

 Этап контроля: контрольза созданием предметно-развивающей среды в группах.

 Родители

 Развивающий этап: участиев работе художественного  кружка,посещение совместно с детьми художественных выставок и музеев. Участие вдеятельности клуба для родителей. Участие в организации и проведении выставкидетских работ. 

25 января 2018 в 16:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.