Персональный сайт воспитателя Шелковниковой Марины Владимировны

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Консультация для воспитателей

 Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательская деятельность, по мнению А.И. Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».

Александр Ильич Савенков — российский психолог и педагог, специалист в области диагностики и развития детской одарённости, обучения одарённых детей, психологии исследовательского обучения, создатель научной школы«Психология одарённости и творчества».

Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по А.И. Савенкову):

Шаг 1.Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

Шаг 2.Выбор темы исследования. Исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний.

Шаг 3.Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов: выявить, изучить, определить...

Шаг 4.Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).

Шаг 5.Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза – это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).

Шаг 6.Составление предварительного плана исследования. Для того, чтобы  составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?».

Шаг7.Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.

Шаг 8.Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.

На основе анализа литературы можно выделить несколько основных этапов организации познавательно-исследовательской деятельности.

Подготовительный этап. На этом этапе осуществляется подготовка детей дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности, знакомство детей с предстоящей деятельностью.

Основной этап направлен на приобретение детьми специальных знаний и развитию умений исследовательского поиска.

Заключительный этап предполагает анализ полученных результатов деятельности детей и анализ собственных действий педагогов.

При организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на основном этапе используются различные игровые методы, упражнения, беседы, мини-эксперименты, разного рода наблюдения, мини-проекты и т.д.

25 января 2018 в 16:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.